Квартира 57 кв.м, Красная Пресня, Москва

Квартира в историческом районе Москвы, – один из программных проектов Архитектурного бюро Лены Гординой. Несмотря на небольшую площадь объекта – всего 57 кв.м – в ходе его реализации удалось решить комплекс нестандартных концептуальных, конструктивных и объемно-планировочных задач. 

Ещё на этапе приобретения недвижимости было ясно, что квартира в сталинском доме 1929 года постройки ставит перед архитектором многочисленные вопросы, касающиеся старых коммуникаций и перекрытий. В то же самое время жилой фонд эпохи коммунистических строек задавал неповторимое звучание интерьера, его узнаваемый голос. Так начался проект. 

Создавая концепцию этого дома, Елена отталкивалась от существующей исторической среды – старого московского двора и атмосферы архитектурного рационализма тридцатых. Последнюю хотелось сохранить, придав ей при этом современное прочтение. Одновременно источником вдохновения служила жизненная история хозяйки квартиры, математика по образованию. Любовь заказчицы к четким линиям, ясной геометрии и логике пространства также стала одной из отправных точек в работе над проектом. 

В основу объемно-пространственной концепции легла идея полностью изменить, расширить и визуально увеличить существующее пространство. Интерьеру предстояло качественно преобразиться, стать открытым, просматриваемым с самых разных точек. Также новая трактовка предусматривала возможность варьировать функционал отдельных помещений (квартира-трансформер).

Идея превращения стандартной двухкомнатной квартиры в современный опенспейс была хорошо воспринята заказчицей. Так не самые просторные апартаменты в зоне исторической застройки преобразовались в единое пространство, разъединяемое сдвигающимися перегородками.

Квартира-трансформер разделена по осям на функциональные зоны: прихожую, санузел с просторной душевой, холл с фортепиано, гостиную с ТВ-зоной и аквариумом, кухню-столовую, спальню, включающую небольшую кабинетную зону, и просторный закрытый гардероб. Все зоны плавно перетекают одна в другую. Сплошные стеклянные перегородки, убирающиеся в стены, при необходимости отделяют гостиную от холла. Они же позволяют отгородить от холла спальню, образуя, таким образом, два абсолютно приватных помещения.

В результате реализации проекта полезная площадь квартиры составила 70% от общей площади объекта, а большая часть помещений приобрела многофункциональность (что крайне важно, с учетом небольшого метража).

Декоративная концепция возникла как осмысление портрета заказчицы и её окружения. Стены, отделанные навесными панелями из шпона бука, напоминают о классических «официальных» интерьерах (по роду своей деятельности хозяйка квартиры – госслужащая высокого ранга), отражая идею многослойности, напластованных друг на друга эпох и смыслов. Из этих панелей, олицетворяющих прошлое, «прорастают» современные элементы мебели – шкаф в прихожей, полки, навесные комоды, кухня, кровать, рабочее место, встроенные светильники.

Говорят, чтобы сделать хороший проект, необходимо погрузиться в жизнь заказчика на полгода: это время позволяет по-настоящему узнать характер и потребности человека. Так сложилось, что с хозяйкой дома архитектор знакома гораздо дольше. «Я вспомнила, что в юности, кроме математики, наша заказчица увлекалась музыкой, великолепно играла на пианино. Так возникло предложение дополнить математически выверенный интерьер музыкальной темой. Идея организовать место для инструмента, чилаут-зону, побуждающую время от времени возвращаться к увлечению юности, была моментально одобрена», – вспоминает автор проекта Елена Гордина.

В поддержку этой истории в интерьере возникла идея инновационных подвесных светильников «Piano» от Fillips в кухне и спальне, а в прихожей появились плоские потолочные светильники, похожие на виниловые диски.